ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации учебного процесса в Ставропольском институте бизнеса и технологий "Бизнестранс"


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано на основе Устава Ставропольского института бизнеса и технологий "Бизнестранс" и действующих нормативных документов Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию Российской Федерации. В Положении раскрываются требования, предъявляемые к организации учебного процесса в СИБиТ "Бизнестранс".
1.2. Действие настоящего Положения распространяется на образовательную деятельность, как самого института и его колледжа, так и создаваемых при СИБиТ структурных подразделениях, имеющих статус юридического лица.
1.3. Требования настоящего Положения являются обязательными для всех сотрудников института, участвующих в организации учебного процесса, с момента его утверждения Ученым Советом СИБиТ.
1.4. Иные нормативные документы (приказы, распоряжения) по организации учебного процесса, издаваемые в СИБиТ, должны быть согласованы с требованиями настоящего Положения и направлены на их конкретизацию.
1.5. Внесение изменений в настоящее Положение осуществляется приказом ректора института после предварительного обсуждения на Ученом Совете СИБиТ.
1.6. При ссылке в приказах и распоряжениях на настоящее Положение допускается использовать сокращение "ПОУП".

2. Организация учебного процесса


2.1. Содержание подготовки по направлениям и специальностям определяется государственными стандартами высшего образования (ГОС ВПО).
2.2. На основе ГОС ВПО деканатами и выпускающими кафедрами разрабатываются основные профессиональные образовательные программы (ПрОП) различной сложности, длительности и направленности. В них отражается содержание различных уровней и ступеней образования. Структуру ПрОП составляет федеральный, определяемый ГОС ВПО, и региональный, устанавливаемый вузом, компоненты.
2.3. На основе ПрОП деканатами разрабатываются и утверждаются Ученым Советом института для каждой специальности и направления учебный план. Учебный план является документом обязательного исполнения. Организация учебного процесса осуществляется в полном соответствии с учебным планом.
2.4. Общий объем учебного времени, отводимого студентам дневной формы обучения на выполнение учебного плана, рассчитывается из 54 учебной недели. Количество учебных недель теоретического обучения определяется в соответствии с ГОС по специальностям и направлениям.
Общее количество аудиторных занятий в неделю не должно превышать в среднем 27 часов:
• на 1-3 курсах – 28-30 часов,
• на 4-5 курсах – 24-26 часов, не считая отведенные на занятия по физической культуре и факультативы.
2.5. В институте для реализации учебного плана разрабатывается график учебного процесса, который устанавливает начало и окончание семестров, сроки и продолжительность семестровых и государственных аттестаций, каникул, практик. На подготовку студента к одному экзамену рекомендуется отводить не менее трех дней. Количество экзаменов за семестр не должно превышать пяти, а общее число форм отчетностей за семестр – десяти, включая работы и курсовые проекты.
2.6. Ежегодно деканатами факультетов к 20 января в учебно-методический отдел института (УМО) представляются выписки из рабочих учебных планов, необходимые для планирования учебной нагрузки кафедр, подготовки проекта расписания занятий на следующий учебный год. Ответственность за своевременность представления выписки и их соответствие рабочим учебным планам возлагается на деканов факультетов.
2.7. В соответствии с выписками из учебных планов, УМО института не позднее 10 февраля текущего учебного года составляет единый график учебного процесса в институте на следующий учебный год, который согласовывается с деканами всех факультетов и утверждается проректором по учебной работе.
2.8. Внесение изменений и дополнений в учебные планы и график учебного процесса производятся на основании решения Ученого Совета института по представлению деканов в части разрешенных высшим учебным заведениям полномочий с ГОС ВПО:
• устанавливать график учебного процесса (включая определение начала и окончания семестров, сроков практик, сессий и каникул);
• переносить, при необходимости, изучение дисциплин с одного семестра на другой в пределах учебного года, а также изменять их объем, соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов;
• определять объем отдельных видов учебных занятий (лекций, лабораторных работ, практических и семинарских занятий) в пределах объема аудиторных занятий, предусмотренных утвержденным планом;
• устанавливать виды промежуточных и итоговых аттестаций;
• вводить факультативные занятия для повышения культурно-образовательного уровня студентов в течение всего периода обучения.
2.9. На все дисциплины, включенные в рабочие учебные планы на основе приказа о закреплении дисциплин за кафедрами, соответствующие кафедры разрабатывают рабочие учебные программы по установленной в институте форме. Рабочие программы утверждаются проректором по учебной работе до 15 сентября каждого года. Ежегодно кафедры пересматривают содержание учебных курсов и, при необходимости, вносят изменения и дополнения.
2.10. Рабочая программа должна содержать следующие разделы:
1 Пояснительная записка, в которой отмечается место дисциплины в системе подготовки, ее цели и связь с другими дисциплинами учебного плана. Также в этом разделе описывается, что должен знать, уметь и о чем иметь представление студент, закончивший изучение данного курса дисциплинs/
2 Тематический план, в котором приводятся данные количества часов, отведенных на дисциплину:
• всего
• на самостоятельную работу
• аудиторных занятий
• лекционных
• практических (семинары, решение задач и т. д.)
3 Краткое содержание дисциплины в строгом соответствии с соответствующим Государственным стандартом высшего профессионального образования. Для дисциплин, содержание которых стандартом не регламентируется (дисциплины по выбору, факультативные и др.), краткое содержание дисцип¬лины определяется кафедрой. Оно может быть дополнительным требованием к уровню подготовленности студентов (знания, умения, навыки и т.п.). Целесообразность дополнения определяет кафедра.
4 Наименование практических занятий излагается в следующей последовательности:
>• номер темы,
• наименование темы,
• количество часов
• тип занятий.
По решению кафедры здесь же могут быть названы темы лабораторных и практических занятий. По каждой теме указываются виды аудиторных занятий и количество часов, отводимых на них.
<5 Самостоятельная работа студентов. В этом разделе указывается:
• номер работы
• виды работ
• количество часов, выделяемое на осуществление данной работы
• форма контроля
6 Вопросы к экзамену (зачету). В этом разделе должен быть представлен список вопросов (не менее 50) к экзамену и (или) зачету в зависимости от того, какой вид аттестации по данной дисциплине предусмотрен учебным планом.
7 Семинары. В этом разделе указываются темы семинаров, а также вопросы, относимые на обсуждение к данной теме семинарского занятия.
8 Практические занятия. В этом разделе должны быть указаны тексы условия задач, относимых на данное практическое занятие, а также ситуации, деловее игры, тесты, темы коллоквиумов и т. д.
9 Темы рефератов. В этом разделе должен быть приведен список тем рефератов (не менее 40), которые должны быть актуальными в условиях развития РФ и интересны студентам.
10 Тест. В этом разделе должен быть помещен итоговый тест (не менее 50 вопросов по всем тема тематического плана), а также ответы к нему.
11 Контрольная работа. В этом разделе приводятся задания к итоговой контрольной работе (не менее 20 вариантов)
12 Темы курсовых проектов (работ). Если учебным планом предусмотрено выполнение дипломного проекта (работы) по данной дисциплине, то в 12-м разделе указывается список рекомендуемых тем курсовых проектов (работ) (не менее 50).
13 Рекомендуемая литература. В последнем разделе указывается список литературы, необходимой для того, чтобы облегчить студенту понимание данной дисциплины, а также для его самостоятельной работы. Литература указывается в алфавитном порядке и подразделяется на 3 раздела:
• Законы и нормативные акты
• Основная литература
• Дополнительная литература

3. Расписание учебных занятий


3.1. Основными документами, регулирующими учебную работу в институте, являются основное расписание аудиторных занятий и факультетские расписания консультаций и контроля за самостоятельной работой студентов.
3.2. Основное расписание аудиторных занятий разрабатывается на каждый семестр УМО согласно выпискам из рабочих учебных планов и заявкам кафедр, которые по специальной форме предоставляются не позднее трех меся¬цев до начала семестра на очном отделении и не позднее двух месяцев до нача¬ла занятий на заочном отделении.
3.3. Основное расписание аудиторных занятий в обязательном порядке согласовывается с деканами факультетов (в частности, касающейся специальностей соответствующих факультетов) и утверждаются проректором по учебной работе за месяц до начала семестра на очном отделении и за две недели до начала занятий на заочном отделении. Копии утвержденного основного расписания передаются в деканаты за неделю до начала занятий, а подлинники хранятся в УМО института в течение трех лет со дня утверждения.
3.4. В дополнение к основному расписанию аудиторных занятий декана¬ты по согласованию с соответствующими кафедрами и диспетчерской составляют расписание консультаций и контроля за самостоятельной работой студен¬тов, которое утверждается начальником УМО за неделю до начала занятий. Ответственность за своевременное составление дополнения к основному расписа¬нию возлагается на деканов факультетов, а за своевременное его представление в деканаты (за месяц) и доведение до студентов (в первую неделю занятий) - на заведующих соответствующих кафеАело.
3.5. Контроль за выполнением расписания, в том числе расписания кон¬сультаций и контроля за самостоятельной работой студентов, осуществляет УМО института. Цель такого контроля - проверка своевременности начала и окончания занятий.
3.6. Изменение утвержденного расписания допускается в отдельных слу¬чаях с разрешения проректора по УР, деканом факультета. Изменение расписа¬ния по инициативе студенческой группы может осуществляться только по со¬гласованию с преподавателем (или преподавателями), у которого изменяется время занятий.
3.7. Взаимная замена занятий в СИБиТ допускается в случае отпуска, командировки или болезни преподавателя. В этом случае составляется в двух экземплярах график замены занятий по установленной форме, один из которых передается в УМО, а другой хранится на кафедре. Кафедра, по инициативе ко¬торой осуществляется замена, обязана своевременно довести содержание гра¬фика до студентов. Допускается разовая замена по разрешению заведующих кафедрами с последующим оформлением графика замены. Замена занятий без оформления графика считается нарушением трудовой дисциплины. Контроль за выполнением данного пункта настоящего Положения возлагается на заве¬дующих кафедры.

4. Планирование и контроль учебной работы кафедр ипреподавателей


4.1. Основанием для планирования учебной работы кафедр и преподава¬телей является расчет учебной нагрузки, который производится ежегодно в марте по приказу ректора. Данным приказом за кафедрами: закрепляются учебные дисциплины на новый учебный год; устанавливаются нормы времени по видам учебной работы.
4.2. Не позднее 20 марта УМО производит расчет учебной нагрузки с помощью программы «Автоматизированный расчет учебной нагрузки» на ос¬новании сформированных выписок, справок о планируемом контингенте на бу¬дущий учебный год, приказа о распределении общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника.
4.3. УМО совместно с кафедрами производит проверку правильности выполненных расчетов учебной нагрузки, согласовывая с ними возможные из¬менения, и представляет расчет на утверждение проректору по учебной работе. В случае возникновения разногласий между УМО и кафедрой, при внесении изменений в расчет учебной нагрузки, решение по данному вопросу принимает проректор по учебной работе.
4.4. В сентябре каждого учебного года УМО осуществляет перерасчет учебной нагрузки кафедр с учетом фактического контингента студентов и дру¬гих возникших изменений. По результатам перерасчета вносят изменения в планы-отчеты кафедр и индивидуальные планы работы преподавателей. Коли¬чество часов учебной нагрузки, которые кафедра обязана выполнить в пред¬стоящем учебном году, средняя нагрузка на одного преподавателя утверждает-
4.5. На основании утвержденного расчета учебной нагрузки осуществля¬ется планирование работы каждой кафедры на предстоящий учебный год по утвержденной в институте форме (план-отчет). Кроме учебной нагрузки в план-отчет кафедры включаются разделы по учебно-методической работе, взаимопо¬сещение занятий преподавателей, научно-исследовательской, воспитательной работе и другие, определяющие учебно-научную деятельность коллектива ка¬федры. План-отчет кафедры согласовывается с деканом факультета, в состав которого включена кафедра (о чем на последней его странице делается соответ¬ствующая запись) и представляется в УМО не позднее 10 июня текущего года.
4.6. План-отчет кафедр УМО представляет на утверждение проректора по учебной и научной работе. Проректоры имеют право предложить коллекти¬вам кафедр внести изменения в разработанные планы с учетом реально воз¬никших потребностей совершенствования учебной и научной деятельности, о чем заведующий кафедрой информируется в письменном виде. Предложения должны быть обсуждены на заседании кафедры, о решение которого сообщает¬ся проректору, предложившему изменения. При возникновении спорных си¬туаций по данному вопросу окончательное решение принимается ректором ин¬ститута. Один экземпляр утвержденного плана-отчета кафедры передается на кафедру не позднее начала нового учебного года. Второй экземпляр хранится в УМО с дальнейшей сдачей в архив института.
4.7. Одновременно с разработкой плана работы кафедры заведующий кафедры осуществляет распределение учебной нагрузки между преподавателя¬ми с учетом действующих нормативных документов по этому вопросу, средней индивидуальной учебной нагрузки на предстоящий учебный год, должности преподавателя и выполняемых им других видов работы. При этом следует ру¬ководствоваться следующими требованиями:
4.7.1 Лекционные занятия не должны проводиться ассистентами. Прове¬дение лекционных занятий допускается ассистентами, имеющими ученую сте¬пень, и то не более 50 часов в год. В остальных случаях лекционные занятия ас¬систентами могут планироваться только по решению Ученого Совета институ¬та, на основании которого издается приказ ректора о разрешении чтения лекций ассистентами.
4.7.2 Прием экзаменов планируется только преподавателем-лектором, а зачетов - преподавателем, ведущим практические и лабораторные занятия.
4.7.3 Как правило, весь лекционный курс по одной дисциплине планиру¬ется (в том числе в разных семестрах) одному преподавателю.
4.8 Распределение учебной нагрузки между преподавателями утвер¬ждается на заседании кафедры одновременно с обсуждением плана работы ка¬федры на предстоящий учебный год. Наряду с учебной нагрузкой, с целью вы¬полнения плана работы кафедры, осуществляется планирование каждому пре¬подавателю учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и других видов работы. Решение кафедры по этому вопросу может оспаривать¬ся преподавателями лишь при нарушении действующих нормативных докумен¬тов. Форма и порядок заполнения индивидуального плана работы преподавате¬ля определяется УМО и доводится до кафедр.4.9 По окончанию каждого семестра преподаватели отчитываются о выпол¬нении индивидуального плана работы на заседании кафедры. Отчет преподава¬теля утверждается решением кафедры только при условии его присутствия на заседании кафедры. Исключение может быть сделано при увольнении препода¬вателя до срока представления отчета и длительном его отсутствии по уважи¬тельной причине.
4.10 На основании отчетов преподавателей о работе за учебный год оформляется отчет кафедры. Отчет обсуждается на заседании кафедры (о чем делается специальная запись на последней странице плана-отчета) и согласо¬вывается с деканом факультета, в состав которого включена кафедра. Согласо¬ванный план-отчет, а также индивидуальные планы работ всех преподавателей заведующие кафедрами представляют в УМО не позднее 15 июня.
4.11 Работники УМО осуществляют проверку представленных отчетов данных, делают уточнения и представляют планы-отчеты на утверждение про¬ректора по учебной и научной работе, которые могут возвратить план-отчет на доработку. При внесении изменений в отчет кафедры он повторно рассматри¬вается на заседании кафедры.
4.12 Контроль за выполнением индивидуальных планов преподавателя¬ми осуществляется заведующим кафедрой , а планов кафедр - УМО.

5. Учебные занятия.


5.1. Все виды учебных занятий в СИБиТ «Бизнестранс» , включенные в расписание, кроме факультативных, являются обязательными для посещения студентами. Учет посещаемости ведет староста группы в специальном журнале посещаемости. Журнал периодически, не реже одного раза в две недели, по по¬рядку, установленному деканатом, представляется старостами для проверки.
5.2. Студент, пропустивший по какому-либо предмету два и более заня¬тий подряд, должен представить письменное объяснение о причинах пропусков в деканат и получить разрешение декана или его заместителя на посещение за¬нятий. Преподаватель имеет право не допускать к занятиям студента, пропус¬тившего подряд два занятия и не имеющего на их дальнейшее посещение раз¬решения декана. К студентам, систематически пропускающим занятия, может быть применено письменного наказание в соответствии с Уставом института.
5.3. Студенту может быть предоставлено право свободного посещения занятий, которое оформляется распоряжением декана факультета по разреше¬нию проректора по учебной работе как перевод студента на индивидуальный план учебной работы. Распоряжение доводится до преподавателей, занятия ко¬торых должен посещать студент. Разрешение на свободное посещение занятий считается действительным со дня издания распоряжения.
5.4. Учебные занятия в СИБиТ проводятся в виде лекций, практических, семинарских, лабораторных занятий и консультаций (индивидуальных или групповых). Продолжительность аудиторного занятия 80 минут. Во всех планах и отчетах преподавателей и кафедр такое занятие считается двухчасовым.
5.5. Лекции призваны обеспечить единство обучения и воспитания при изучении каждой отдельной дисциплины и направлять самостоятельную работустудентов. Практические и семинарские занятия направлены целиком на закре¬пление и углубление знании студентов, полученных ими на лекциях и в про¬цессе самостоятельной работы, формирования умений и навыков применения теоретических знаний при решении практических задач.
Целями лабораторных занятий (работ) является экспериментальное под¬тверждение теоретических положений изучаемой науки, формирование у сту¬дентов умений обращения с объектами исследования и лабораторным оборудо¬ванием и обучение их методике экспериментирования, обработке и анализу по¬лученных данных.
Консультации (индивидуальные и групповые) проводятся с целью оказа¬ния помощи студентам в изучении вопросов, определяемых для самостоятель¬ной работы по предмету, и поэтапного контроля за ее выполнением.
В СИБиТ «Бизнестранс» могут использоваться различные формы и мето¬ды проведения учебных занятий с учетом специфики преподаваемой дисцип¬лины и своевременных требований к уровню высшего образования.
5.6. В институте СИБиТ «Бизнестранс» предусмотрены четыре уровня контроля эффективности учебных занятий:
5.6.1. Контроль на уровне преподавателя, осуществляемый непосредствен¬но самим преподавателем в форме устных опросов студентов, письменных кон¬трольных работ, коллоквиумов, анкетирования и др.
5.6.2. Контроль на кафедральном уровне, производится путем взаимопро¬верок (взаимопосещений) преподавателями кафедры, контрольных опросов студентов, промежуточных и итоговых контрольных работ по инициативе заве¬дующего кафедрой, анкетирования и др.
5.6.3. Контроль на факультетском уровне, осуществляемый деканом фа¬культета и его заместителем в форме посещения занятий, контрольных опросов студентов, контрольных работ, проверки остаточных знаний, анкетирования.
5.6.4. Контроль на институтском уровне, осуществляемый учебно-методическим управителем путем межкафедральных посещений занятий (по графику), контрольных опросов студентов и специальных контрольных работ по инициативе проректора по учебной работе, анкетирования.
В течение одного учебного года контроль за эффективностью знаний по каждой дисциплине осуществляется в обязательном порядке на кафедральном и факультетском уровнях.

6. Самостоятельная работа


6.1. В соответствии с рабочими учебными планами выполняется само¬стоятельная работа, регламентируемая общим объемом часов, отводимых на изучение дисциплины. Общий объем самостоятельной работы студента по каж¬дой дисциплине определяется на основании дифференциальных норм времени, утвержденных ректором института, и не должен превышать нормы, установ¬ленной соответствующей графой рабочего учебного плана. Обязательная само¬стоятельная работа студентов (СРС) в СИБиТ включает в себя:
-подготовка к лекционным занятиям - 30 % от объема лекционных заня-- подготовка к лабораторным занятиям по циклам естественно-научных и общеобразовательных дисциплин - 20 % от объема лабораторных заня¬тий;
• то же по циклу специальных дисциплин - 15 % от объема занятий;
• подготовка к практическим занятиям - 10 % от объема занятий;
• подготовка к семинарским занятиям - 30 % от объема занятий;
• подготовка к коллоквиумам - 20 часов на каждый коллоквиум;
• выполнение домашних заданий - до 25 часов на каждое задание;
• выполнение расчетно-графических работ - до 35 часов на каждую рабо¬ту;
• подготовка рефератов - до 25 часов на каждый реферат;
• подготовка курсовых работ по циклам естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин - до 35 часов на каждую работу;
• по циклу специальных дисциплин - до 40 часов на каждую работу;
• подготовка курсовых проектов по циклу общепрофессиональных дис¬циплин - до 40 часов на каждый проект;
• подготовка курсовых проектов по циклу специальных дисциплин - до 50 часов на каждый проект.
Вынесение учебного материала на самостоятельное изучение предусмат¬ривается рабочей программой дисциплины. Объем и содержание различных видов самостоятельной работы также находят отражение в рабочей программе дисциплины.
6.2 Курсовое проектирование и выполнение курсовых работ различных видов является основной формой самостоятельной работы студентов СИБиТ «Бизнестранс».
Для выполнения курсовых проектов и работ студенту выдается письмен¬ное задание по утвержденной в институте форме.
Срок выдачи задания не позднее 2-х недель со дня начала занятия в семе¬стре, в котором предусмотрено выполнением и сдача проекта (работы). Ответ¬ственность за своевременность выдачи задания несет преподаватель -руково¬дитель соответствующего проекта (работы). В течение указанного срока сту¬дент обязан явиться на соответствующую кафедру или непосредственно к пре¬подавателю в установленное им время для получения задания. В случае неявки студента для получения задания в установленные сроки преподаватель в трех¬дневный срок извещает об этом декана факультета или его заместителя для вы¬яснения причин неявки и принятия мер. Срок защиты проекта (работы) при этом не изменяется. Одновременно с выдачей задания до студента доводится график выполнения курсового проекта (работы). Ход выполнения курсовых проектов (работ) контролируется соответствующей кафедрой и доводится до студентов и деканата.
6.3. Структура и содержание курсовых проектов (работ) определяются кафедрами, обеспечивающими руководство ими, и регламентируются соответ¬ствующими методическими указаниями, разрабатываемыми на этих кафедрах. Оформление курсовых проектов и работ осуществляется в соответствии со стандартом «Дипломное и курсовое проектирование» и общими требованиями к оформлению пояснительных записок и чертежей.

7. Зачеты и экзамены


7.1. Экзаменационная сессия (на заочной форме обучения - лабораторно-экзаменационная) проводится в соответствии с графиком учебного процесса по специальному расписанию.
Расписание экзаменов составляется УМО института на основе предложе¬ний деканов, которые сдаются в УМО за два месяца до начала сессии. Расписа¬ние экзаменов утверждается проректором по учебной работе за месяц до начала сессии. Расписание экзаменов составляется с таким расчетом, чтобы на подго¬товку к экзаменам по каждой дисциплине отводилось не менее 3-х дней.
7.2. Для студентов очной формы обучения экзаменационной сессии предшествует сдача зачетов, курсовых проектов и работ, предусмотренных учебным планом. Прием курсовых проектов и работ осуществляется специаль¬ными комиссиями, назначаемыми заведующим кафедрой.
7.3. Для сдачи студентами зачетов, курсовых работ (проектов) деканами факультетов выдаются на соответствующие кафедры зачетные ведомости. От¬ветственность за их сохранность несет работник кафедры, назначаемый заве¬дующим кафедрой. Зачетные ведомости возвращаются в деканат не позднее первого дня начала сессии.
Результаты сдачи зачета оцениваются отметкой в зачетной книжки «за¬чтено». Аналогичная отметка или отметка «незачтено» (даже в случае неявки студента для сдачи зачета) проставляется в зачетной ведомости.
7.4. Результаты сдачи зачета, как правило, должны оцениваться как итог работы студента в семестре, а именно - по результатам выполнения лаборатор¬ных работ на практических (семинарских) занятиях, выполнения домашних за¬даний, расчетных работ и т.п. Лишь в отдельных случаях для сдачи зачетов проводится дополнительный опрос студента на предмет выявления знаний ос¬новных положений дисциплины.
7.5. Курсовые проекты и работы, все виды практик, а также дисциплины инженерной графики и начертательной геометрии оцениваются при зачете дифференцировано: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовле¬творительно» (в том числе при неявке студента для сдачи проекта или зачета).
7.6. При оформлении зачетной книжки студента преподаватель обяза¬тельно записывает название предмета (допускается сокращение или аббревиа¬тура) и общее количество аудиторных часов и самостоятельной работы, преду¬смотренные учебным планом в данном семестре (для курсовых проектов и ра¬бот вместо часов указывается КП или КР); фамилия преподавателя без сокра¬щения и инициалов; отметку о зачете (допускается сокращение «зачет», «отл», «хор», «удовл»); дату, обозначающую число, месяц и последние цифры года и затем расписывается.
Не допускается заполнение зачетной книжки самими студентами, а также заполнение без выставления зачетной отметки. При оформлении зачетной ве¬домости допускается использовать следующие сокращения: «зачт», «незачт», «отл», «хор», «удовл», «неудовл».7.7. Хорошо успевающим студентам решением декана факультета может быть разрешена досрочная сдача экзаменов в пределах семестра при условии J выполнения ими установленных лабораторных работ, сдачи (если это преду- « смотрено учебным планом) зачетов по этим дисциплинам. При этом студент не освобождается от текущих занятий по предметам.
7.8. Успешно обучающимся студентам заочной формы обучения до на¬чала лабораторно-экзаменационной сессии высылаются справки-вызовы уста¬новленного образца.
7.9. Студенты очной формы обучения, не получившие на первый день экзаменационной сессии зачета по одному или нескольким предметам, обязаны сдавать эти зачеты в первые дни сессии. К экзамену они допускаются только после сдачи всех зачетов.
Студенты, не получившие зачеты по трем и более предметам, могут быть допущены к дальнейшей сдачи зачетов и экзаменов по решению декана фа¬культета при наличии уважительных причин. Преподаватель не имеет права принимать экзамены у студентов, не допущенных деканатом к их сдачи.
7.10. Экзамены, пропущенные из-за отсутствия зачетов, сдаются после эк¬заменов, включенных в расписание.
7.11. Если студент не допущен к сдаче экзаменов, то отметка об этом де¬лается деканом факультета или его заместителем.
7.12. Экзамен проводится строго в соответствии с расписанием, опреде¬ляющим начало экзамена и место его проведения. При изменении аудиторий деканат сообщает об этом в учебно-методический отдел.
На экзамене студенту выдается экзаменационный билет (по выбору сту¬дента или непосредственно преподавателем). Экзаменационные билеты разра¬батываются ежегодно на кафедре для студентов конкретного курса и специаль¬ности независимо от формы обучения и утверждаются заведующим кафедрой не позднее десяти дней до начала сессии. Число вопросов, включаемых в экза¬менационный билет, должно быть не менее трех и не более пяти. Время подго¬товки к ответу на вопросы экзаменационного билета определяется в зависимо¬сти от сложности вопросов, но не должно быть менее получаса и более одного часа.
7.13. По дисциплинам, материал которых не требует объемных текстовых ответов, а преимущественно состоит из решения задач, написание или выведе¬ния формул, доказательств теорем, построения и выведения аналитических и графических зависимостей, краткого пояснения принципа действия устройств, приборов, аппаратов с несложными графическими расчетами, может прово¬диться письменный экзамен. Он проводится как итоговая форма контроля ре¬зультатов освоения студентами учебного материала по программе конкретной дисциплины. Письменный экзамен проводится во время сессии взамен тради¬ционного устного и входит в общее число экзаменов. В расписании экзаменов в этом случае после названия дисциплины делается пометка «П». О проведении письменного экзамена по той или иной дисциплине студенты информируются экзаменатором до начала сессии. Экзаменационные вопросы должны содержать материал, предусмотренный учебной программой, соответствующей дисципли¬ны. Перечень вопросов и типовые задачи, выносимые на экзамен, должны бытьдоведе
ны до сведения студентов и проработаны в течение семестра на аудитор¬ных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Продолжительность пись¬менного экзамена не менее двух, но не более трех часов. Письменные работы проверяются специально назначаемой заведующим кафедрой комиссией, в со¬став которой помимо лектора (экзаменатора) входят 1-2 преподавателя кафед¬ры. Лектор (экзаменатор) является председателем комиссии.
Эти и другие более конкретные требования к проведению письменного экзамена по той и иной дисциплине регламентируются специальными положе¬ниями, разрабатываемыми на кафедрах и утверждаемыми проректором по учебной работе. Проведение письменного экзамена вместо устного без наличия утвержденного положения не разрешается.
7.14. По результатам сдачи экзамена в экзаменационной ведомости про¬ставляется оценка: «отлично» («отл»), «хорошо» («хор»), «удовлетворительно» («удовл»), «неудовлетворительно» («неудовл».). В зачетной книжке студента проставляются оценки «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Когда отдельные разделы курса, по которым установлен один экзамен, читаются не¬сколькими преподавателями, экзамен может проводиться с их участием, одна¬ко, студенту выставляется только одна оценка. Заполнение зачетной книжки при сдаче экзамена такое же, как при сдаче зачета.
7.15. Неявка на экзамен проставляется в экзаменационной ведомости сло¬вами «неявка». Декан факультета в этом случае обязан выяснить причину неяв¬ки и, в случае неуважительной причины, проставить в ведомость оценку «не¬удовлетворительно», заверив ее подписью и датой.
7.16. Пересдача экзаменов, по которым студентами получены неудовле¬творительные оценки, в период сессии не допускаются. Для пересдачи зачетов и экзаменов деканатами определяются другие сроки и выдаются преподавателю повторные ведомости или индивидуальные направления.
Возврат повторных ведомостей и направлений осуществляется только преподавателями в сроки, устанавливаемые деканатом.
Настоящим Положением устанавливаются следующие сроки ликвидации задолженностей для студентов очной формы обучения: зимняя сессия - не позднее одного месяца с начала занятий во втором семестре учебного года; летняя сессия - не позднее 20 сентября нового учебного года.
Для студентов заочной формы обучения срок ликвидации задолженности за зимнюю и летнюю сессию - не позднее 10 сентября нового учебного года.
Конкретные даты приема задолженностей устанавливаются деканатами по согласованию с кафедрами.
7.17. Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же предмету допускается не более двух раз. Контроль за выполнением данного требования возлагается на деканов факультетов. Для третьей пересдачи экзаме¬на распоряжением заведующего кафедрой должна быть создана специальная комиссия из преподавателей кафедры, включающая и преподавателя, прини¬мавшего экзамены в предыдущие два раза. При оформлении итогов экзамена в этом случае в ведомости указываются фамилии всех членов комиссии и оценка подтверждается их подписями. Зачетную книжку в этом случае оформляет председатель комиссии
7.18. Студентам, не сдавшим своевременно зачеты и экзамены по болезни или другим уважительным причинам, документально подтвержденным, распо¬ряжением декана факультета сессия продлевается. При этом зачеты должны сдаваться, как правило, в первую очередь. Решение о продлении сроков сессии должно быть принято деканом до окончания сессии. В противном случае сту¬дент считается неуспевающим.
7.19. Студенты, ликвидировавшие академическую задолженность в уста¬новленный срок, считаются успевающими. Студенты, полностью выполнившие учебный план данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, перево¬дятся на следующий курс приказом проректора по учебной работе по представ¬лению декана.
7.20. По представлению декана факультета приказом ректора института отчисляются студенты:
- не сдавшие экзамены и зачеты по трем и более дисциплинам;
- не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолжен¬ности;
- не прошедшие аттестацию по результатам изучения цикла дисциплин;
- не выполнившие программу производственной практики и получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета.
В последнем случае при наличии уважительных причин и если производ¬ственная практика проводится не перед последним курсом, студент может быть направлен на повторное прохождение практики в период каникул. При этом он не освобождается от прохождения новой практики, предусмотренной графиком учебного процесса.
7.21. Пересдача экзамена с целью повышения положительной оценки раз¬решается только в отдельных случаях с разрешения проректора по учебной ра¬боте на основании ходатайства декана факультета.

8. Аттестация студентов по циклу дисциплин

Настоящее Положение предусматривает проведение после двух-трех лет обучения аттестации студентов по циклу дисциплин учебного плана (общегу¬манитарному, социально-экономическому, общему математическому и естест¬венно-научному, общепрофессиональному и др.). Аттестация может прово¬диться только один раз за весь период обучения. Сроки проведения аттестации определяются графиком учебного процесса. Содержание и порядок проведения аттестации регламентируются специальным Положением по конкретному виду аттестации и конкретной специальности, утвержденным проректором по учеб¬ной работе.

9. Учебные, производственные, преддипломные практики студентов.

Учебные, производственные и преддипломные практики студентов прово¬дятся в СИБиТ «Бизнестранс» в соответствии с графиком учебного процесса, рабочими учебными планами и программами практик, разрабатываемыми на соответствующих кафедрах.

10. Итоговая государственная аттестация.

10.1 Итоговая государственная аттестация осуществляется в соответст¬вии с «Положением об итоговой государственной аттестации высших учебных заведений в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госком¬вуза Российской Федерации от 25.05.94 г. № 3.
10.2 Итоговая государственная аттестация выпускника СИБиТ «Бизне-странс» состоит из следующих испытаний:
- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности (направле¬нию);
- защита выпускной квалификационной работы.
10.3. Итоговая государственная аттестация выпускников СКЭиУ «Бизне-странс» состоит из следующих испытаний:
- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;
- итоговый междисциплинарный экзамен по специализации. Для специальностей факультета AT:
- защита дипломного проекта.
10.4. Итоговый междисциплинарный экзамен и итоговый экзамен по от¬дельным дисциплинам проводятся в соответствии с учебным планом специаль¬ности (направления) и должны наряду с требованиями к содержанию отдель¬ных дисциплин учитывать также общие требования к выпускнику.
10.5. Утвержденные Советом факультета программы междисциплинар¬ного экзамена по специальности и по отдельным дисциплинам (перерабатывае¬мые ежегодно) доводятся до сведения студентов не позднее, чем за месяц до сдачи экзамена. Экзаменационные билеты рассматриваются на заседании соот¬ветствующей выпускающей кафедры и утверждаются ее заведующим. Обзор¬ные лекции и консультации перед экзаменами проводятся по расписанию, со¬ставленному выпускающей кафедрой, согласованному с учебно-методическим отделом института.
Для приема междисциплинарного экзамена по специальности и по от¬дельным дисциплинам формируются из профессорско-педагогического состава выпускающей, а при необходимости и других кафедр, в количестве 3-х человек во главе с председателем-заведующим выпускающей кафедры. Председатель экзаменационной комиссии является заместителем председателя государствен¬ной аттестационной комиссии. Состав экзаменационной комиссии утверждает¬ся приказом ректора института.
10.6. К междисциплинарному экзамену по специальности и по отдель¬ным дисциплинам допускаются студенты, завершившие полный курс теорети¬ческого обучения по одной из основных профессиональных образовательных программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испы¬тания, предусмотренные учебным планом. Допуск осуществляется распоряже¬нием декана факультета.
10.7. Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» или не явившиеся на сдачу междисциплинарного экзамена по специальности по ува¬жительной причине могут быть допущены к повторной сдаче распоряжением декана факультета в сроки, определяемые выпускающей кафедрой, ноне позднее, чем за месяц до защиты выпускной квалификационной работы. По¬лучение оценки «неудовлетворительно» на итоговом экзамене по отдельной дисциплине не лишает студента права сдавать итоговые экзамены по другим дисциплинам.
10.8. Лица, получившие на повторном экзамене по специальности оцен¬ку «неудовлетворительно», к защите выпускной квалификационной работы не допускаются и отчисляются из института.
10.9. Выпускные квалификационные работы выдаются в форме диплом¬ного проекта или дипломной работы. Темы выпускных квалификационных ра¬бот определяются выпускающей кафедрой. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
10.10. Замена дипломного проекта научной работой допускается с разре¬шения ректора путем утверждения приказа тем дипломных научных работ.
10.11. Закрепление за студентом темы дипломного проекта (работы) оформляется по его личному письменному заявлению и по представлению за¬ведующего кафедрой приказом ректора перед направлением студента на пред¬дипломную практику.
10.12. Этим же приказом по представлению заведующего кафедрой на¬значаются руководители и консультанты дипломных проектов (работ) из числа профессоров и доцентов института, а также из числа наиболее опытных препо¬давателей и научных сотрудников института. Руководителями дипломных про¬ектов (работ) могут быть назначены научные сотрудники и высококвалифици¬рованные специалисты других учреждений и предприятий.
10.13. По предложению руководителя дипломного проекта (работы) в случае необходимости кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам дипломного проекта (работы) за счет лимита времени, отведенного на руководство проектом (работы).
10.14. Перед началом выполнения дипломного проекта (работы) студент совместно с руководителем разрабатывает календарный график выполнения работы.
10.15. Кафедра устанавливает сроки периодического контроля студентов за выполнением дипломного проекта (работы).
10.16. Законченный дипломный проект (работа), подписанный студентом и консультантом, представляется руководителю дипломного проекта (работы), который подписывает его (ее) вместе со своим письменным отзывом и пред¬ставляет заведующим кафедрой.
10.17. Дипломный проект (работа), допущенный выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета на рецензию.
В качестве рецензентов привлекаются профессура и преподаватели вуза, если они не работают на выпускающей кафедре, а также специалисты произ¬водства и научных учреждений.
10.18. Декан факультета знакомит с рецензией заведующего выпускаю¬щей кафедрой, студента-дипломника и направляет дипломный проект (работу) с оецензией в Государственную аттестационную комиссию (ГАК).10.19. В тех случаях, когда защита дипломного проекта (работы) призна¬ется неудовлетворительной, (ГАК) решает вопрос о том, предоставить ли сту¬денту возможность повторной защиты этого же проекта (работы) с доработкой, или указать ему на необходимость разработки новой темы, которая устанавли¬вается соответствующей кафедрой.
10.20. Студент, не защитивший дипломный проект (работу) или не сдав¬ший государственные экзамены, допускается к повторной защите дипломного проекта (работы) или сдаче государственных экзаменов в течение трех лет по¬сле окончания института.
10.21. Студентам, не защитившим дипломного проекта (работу) или не сдавшим государственные экзамены по уважительной причине (документально подтвержденной), ректором института может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.
10.22 Студенту, имеющему за весь период обучения отличные оценки не менее чем по 75 % предметов, а по остальным - хорошие, и не имеющему пере¬сдач неудовлетворительных оценок, сдавшему междисциплинарный экзамен по специальности на «отлично» и защитившему дипломный проект (работу) на «отлично», выдается диплом с отличием.
10.23 Отчеты о работе государственной аттестационной комиссии обсу¬ждаются на Ученых Советах факультетов и предоставляются после завершения итоговой государственной аттестации.

11. Назначение стипендий.


11.1. Представление студентов на получение стипендии Президента, Пра¬вительства России, Губернатора края и Главы города осуществляется Ученым Советом института.

12. Зачисление


12.1. Работа по приему студентов организуется приемной комиссией ин¬ститута, назначаемой ректором в соответствии с Правилами приема, утвер¬жденными Ученым Советом института. Конкурсные экзамены проводятся в июле - августе.
12.2. Зачисление осуществляется приказом ректора по результатам кон¬курсных экзаменов. Проект приказа о зачислении вносит ответственный секре¬тарь приемной комиссии и представляет на согласование проректору по учеб¬ной работе, начальнику планово-финансового отдела, декану факультета.

13. Восстановление и переводы


13.1.Восстановления и переводы осуществляются согласно Положению, разработанному в соответствии с «Порядком перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое», утвержденному приказом Министерства образования России от 24.02.98 г. № 501. Оно опреде¬ляет порядок перевода студентов в СИБиТ «Бизнестранс» из других вузов Рос-сийской Федерации, их восстановления и переход с одной основной образова¬тельной программы на другую, в том числе внутри вуза.
13.2. Перевод, восстановление возможен только для студентов, обучаю¬щихся в вузах, имеющих государственную аккредитацию. Перевод и восста¬новление в СИБиТ «Бизнестранс» осуществляется на основе договоров с пол¬ным возмещением затрат на обучение.
13.3. Общая продолжительность обучения студента не может превышать срока, установленного учебным планом СИБиТ «Бизнестранс» для освоения основной образовательной программы (с учетом формы обучения), более чем на 1 учебный год. Исключения могут быть допущены только для определенных категорий граждан (беженцы, дети военнослужащих, лица, пострадавшие в ка¬тастрофах и т.п.) по согласованию с Министерством образованием России.
13.4. Перевод и восстановление в СИБиТ «Бизнестранс» по договору с полным возмещением затрат на обучение студентов осуществляются до 31 ок¬тября.
13.5. Перевод студента высшего учебного заведения для продолжения образования в СИБиТ, восстановление в число студентов СИБиТ, а также пере¬ход с одной специальности на другую внутри вуза по всем формам обучения производятся по личному заявлению студента. К заявлению прилагается ксеро¬копия зачетной книжки (в последующем сверяется с академической справкой).
13.6. Перевод и восстановление или переход студентов с одной формы обучения на другую в СИБиТ, а также переход со специальности на специаль¬ность внутри вуза, осуществляется по решению приемной комиссии СИБиТ на основе аттестации, для чего приказом ректора создается аттестационная комис¬сия.
13.7. Аттестационная комиссия производится путем установления соот¬ветствия ксерокопии зачетной книжки с учебным планом СИБиТ и собеседова¬ния. При этом, если количество мест на конкретном курсе по определенной ос¬новной образовательной программе по направлению или специальности подго¬товки меньше поданных заявлений от студентов, желающих перевестись (вос¬становиться, перейти), то в порядке конкурса проводится отбор лиц, наиболее подготовленных для продолжения образования.
По итогам аттестации, когда некоторые дисциплины не могут быть зачте¬ны студенту или из-за разницы в учебных планах или обнаруживаются неизу¬ченные дисциплины (разделы дисциплин), студент обязан в установленные сроки сдать их, то есть ликвидировать академическую задолженность.
13.8. При переводе студента на ту же основную образовательную про¬грамму, по которой он обучался ранее, или родственную основную образова¬тельную программу, сдаче подлежит:
- разница в учебных планах, возникающая из-за методических отличий в последовательности реализации федерального компонента государст¬венного образовательного стандарта по направлению или специально¬сти подготовки;
- разница в дисциплинах, устанавливаемых Ученым советом вуза. Дисциплины, изучаемые студентом по его выбору в вузе, из которого он
переводится, перезачитываются вузом без дополнительной аттестации.13.9. При положительном решение вопроса о переводе (переходе) при¬емная комиссия выдает справку студенту установленного образца.
Студент представляет указанную справку в высшее учебное заведение, в котором он обучается, с письменным заявлением об отчислении в связи с пере¬водом и о выдаче ему академической справки и документа об образовании из личного дела, на основании которого он был зачислен в вуз.
3.10. Приказ о зачислении студента в СИБиТ «Бизнестранс» в связи с пе¬реводом издается ректором СИБиТ после получения документа об образовании и академической справки (деканат проверяет соответствие копии зачетной книжки академической справке), которые прилагаются к его личному заявле¬нию. До получения документов студент допускается к занятиям приказом рек¬тора.
В приказе о зачислении делается специальная запись об утверждении ин¬дивидуального плана студента, в том числе перечень дисциплин (разделов дис¬циплин) и их объемы, подлежащие изучению, и установленные сроки положен¬ных экзаменов и (или) зачетов (ликвидация академической задолженности).
Деканат формирует и ставит на учет новое личное дело студента, в которое заносится заявление о переводе, академическая справка, документ об образова¬нии и выписка из приказа о зачислении в порядке перевода, а также договор, если зачисление осуществляется в месте с оплатой стоимости обучения.

14. Штатная работа преподавателя и совместительство



14.1. Должность преподавателя института в соответствии с Законом РФ «Об образовании», КЗоТ РФ и Положением о порядке замещения должности преподавательского состава государственных высших учебных заведений РФ регулируются срочным трудовым договором-контрактом. Перед заключением контракта проводится конкурсный отбор претендентов, порядок которого оп¬ределен Положением.
14.2. Увольнение преподавателей, связанное с сокращением штатов, по инициативе администрации допускается только после окончания учебного года.
14.3. Работа преподавателей по внутреннему совмещению разрешается при наличии вакантных должностей на учебный год и не более 0,5 ставки ва¬кантной должности с оплатой по основному должностному окладу любой со¬вмещаемой должности.
14.4. Для оформления совместительства преподаватель подает соответ¬ствующее заявление на имя ректора с визой заведующего кафедрой, не возра¬жающего против такого совмещения.


Hosted by uCoz